Дэниель Родик, сооснователь компании Exact Media, рассуждает, почему в некоторых случая стартаперу гораздо выгоднее играть роль таракана, нежели единорога.

В последней книге Брэда Стоуна The Upstarts автор вспоминает момент, когда сервис AirBnB подавал заявку в известный стартап-акселератор Y Combinator. 

Компания отправила заявку с опозданием на один день, так что шансы AirBnB были довольно призрачными. Более того, интервью с Полом Грэмом, основателем Y Combinator, также прошло не очень-то хорошо.

Когда три основателя AirBnB покинули комнату, один из них вручил Грэму две пачки хлопьев Obama O’s и Cap’n McCains - продукты, которые были произведены  по заказу фаундеров сервиса. Продажа хлопьев была одним из способов поддерживать компанию на плаву и оплачивать счета. Это сильно удивило Пола Грэма. 

«Вау, ребята, вы прям как тараканы…. Просто так не умрете»

Согласно Брэду Стоуну, тараканами Грэм называл неубиваемые стартапы, способные выдержать любое испытание.

Сейчас, когда я вспоминаю историю создания своей компании, то могу без иронии сказать, что в нашей команде совершенно определенно наблюдались некоторые тенденции из жизни тараканов.

Мы вместе пережили неудачную бизнес-модель в нашем первом деле, множественные попытки запуска новых проектов, и в конце концов пришли к той идее, которая обеспечила нас доходом и позволила купить немного времени.

Именно эта идея и выросла в итоге в бизнес с 27 сотрудниками, отделениями в трех странах и огромным потенциалом роста.

И если внимательно изучить истории успеха других людей и компаний, умеющих создавать долгосрочную ценность, то можно заметить в них кое-что общее. Многие из них действовали подобно тараканам в терминологии Пола Грэма.

В 1996 компания Marvel Entertainment оказалась на грани банкротства, сделав ставку на рынок стикеров и коллекционных карточек. Они видели определенные перспективы в кинобизнесе, но даже не сумели заработать на фильмах Blade и "Люди Икс", поскольку заключили совершенно неудачные сделки по передаче лицензий.

Можно сказать, что последние деньги они решили вложить в съемки фильма "Железный человек" и создание единой кинематографической вселенной Marvel.

Несмотря на неудачу с X-Men, компания отказалась умирать.

Тринадцать лет спустя Disney сделал предложение о покупке Marvel за 4 миллиарда долларов, причем их фильмы зарабатывали в прокате более 6 млрд долларов.

Вспомним и другую историю. Во время финансового кризиса 2008 года компании SpaceX и Tesla от смерти отделяли пара недель. Никакие инвесторы не выписали бы им чек, поэтому Элон Маск инвестировал остатки своих сбережений на жизнь в свои компании. В марте 2017 года компания SpaceX объявила, что планирует вывезти нас на Марс к 2018 году, а стоимость Tesla превышает 40 миллиардов долларов.

Скотт Кук, соучредитель компании Intuit, создавший известное ПО для бухгалтеров Quickbooks, практически потерял свою компанию в 1985 году. Фирма ничего не зарабатывала и лишилась всех своих сотрудников, кроме четырех человек, поскольку владелец не мог платить людям.

Кук взял в долг 300 000 долларов. Если бы компания Intuit провалилась, ему пришлось бы выплачивать его в течение 30 лет. Он запитчил 30 венчурных инвесторов, включая своего гарвардского сокурсника, но всё бессмысленно.

С остатком на банковском счете в 95 000 долларов Кук потратил $125 000 на размещение рекламы, которая бы сумела продать QuickBook непосредственно потребителям.

Сегодня Intuit оценивается в 32 миллиарда долларов.

Единороги переоценены. Так что лучше будьте тараканом.