Автор интерактивного онлайн-курса по маркетингу для разработчиков вспоминает годы, которые провёл в бизнес-школе — и думает, можно ли сделать эти 4 года более полезными для студентов с практической точки зрения.

Когда я был подростком, то был одержим идеей создать свой бизнес.

Я читал книги о бизнесе, смотрел документальные фильмы о бизнесменах и выписывал деловые журналы.

Когда настало время поступать в университет, я, конечно, выбрал бизнес-школу.

Через четыре года мне выдали диплом бакалавра. Да, у меня был диплом. У меня были базовые знания по бухгалтерии, статистике, маркетингу и менеджменту.

Одного я не знал: как придумать продукт, который люди захотят купить?

Этот вопрос меня преследовал.

Проблема была в том, что университетские преподаватели сообщили мне необходимую теорию, а бизнес почти целиком состоит из практики. Чтобы это понять, необходимо этим заняться.

Поэтому на первом этапе я решил попробовать заняться бизнесом.

Одной из первых моих идей была CRM-система для некоммерческих организаций. Я работал менеджером в благотворительном фонде, поэтому она казалась подходящей. Я работал над программой днями и ночами. Закончить ее получилось через несколько месяцев. Я отправился на торговую выставку с пачкой CD-дисков (да, я такой старый) и демонстрировал свой продукт всем, кто соглашался послушать. Продал один диск, заработав 20 долларов.

Это выбило меня из колеи.

У меня было высшее образование в сфере бизнеса, но я не понимал, как он работает.

Наконец, в 2008 году случился прорыв.

Мне позвонил парень по имени Грег. Он хотел нанять меня для работы над своим стартапом. Грег был практиком. В первый рабочий день он выдал мне список деловых контактов и поручил их обзвонить.

«Обзвонить?! —  пропищал я. — Мы ведь занимаемся стартапом?»

«Обзвон — это средство зарабатывания денег для нашего стартапа, — объяснил он. — Так что звони по списку».

Я многому научился у Грега за сравнительно короткое время. То, что он мне объяснял, я мог применить на практике в этот же день.

Потом он познакомил меня с книгой Джейсона Фрайда и Дэвида Хайнемайера Хенссона  «Посмотрим на вещи реально» . Я прочитал ее запоем в этот же день.

И понял, что самый верный способ изучения бизнеса — это учиться у практиков и сразу же применять их уроки в деле.

Я побывал на нескольких конференциях. Участвовал в мастер-классе Майка МакДермента, основателя Freshbooks, который назывался «Как разработать веб-приложение с нуля». Купил несколько книг и прошел несколько онлайн-курсов.

Всякий раз, как я узнавал что-то новое, я пытался это применить.

С моим другом Кайлом Фоксом мы начали делать подкаст под названием Product People,

Наша цель была в том, чтобы учиться у лучших создателей продуктов в мире.

Через эту программу я познакомился с такими мэтрами, как Нейтан БарриСаша Грейф,Бреннан ДаннДжаррод ДрайсдейлРоб Уэллинг и Пол Джарвис. Все они только что издали книги за свой счет. Я тоже решил попробовать.

Применил свои знания и написал небольшое руководство под названием «Умножение» (Amplification). Оно предназначалось для тех, кто слушал мой подкаст, читал мой блог или рассылку.

Создавая, запуская и рекламируя этот продукт, я узнал больше, чем за 4 года учебы в университете.

И когда все утряслось, я заработал 3 056 долларов. То есть, я наконец-то понял, как сделать продукт, который люди захотят купить.

wasted-pic.png

Статистика запуска моего первого (крошечного) продукта.

Ключом к успеху стало обучение по принципу «Точно в срок»

Концепция производственных запасов, организованных по принципу «Точно в срок», — это одна из немногих вещей, которые я еще помню со времен учебы в университете. Вместо того, чтобы хранить запас материалов и постепенно использовать их в течение длительного времени, ты заказываешь только то, что необходимо прямо сейчас.

Эту же концепцию можно применить к образованию.

Традиционная модель университетского образования не работает. Ты четыре года запихиваешь в свою голову знания и надеешься, что сможешь применить их в нужный момент позднее. (Хуже того, к моменту окончания учебы этот запас знаний обойдется тебе в 40 000 долларов.)

Есть способ лучше.

Вместо того, чтобы получить всестороннее образование и пытаться создать большой продукт, лучше получить небольшое образование и запустить что-то маленькое.

Любая работающая сложная система в любом случае развилась из работающей простой. Сложная система, созданная с нуля, не работает, и заставить ее работать с помощью корректировок невозможно. Придется начать с работающей простой системы.
— Джон Голл (Закон Голла)

Что я имею в виду под «небольшим образованием»?

Вместо того, чтобы заплатить 40 000 долларов за диплом бакалавра, отдайте 2 000 долларов за участие в конференции. Потратьте 500 долларов на прохождение онлайн-курса. Наймите тренера за 200 долларов в месяц. Купите книгу в интернет-магазине за 20 долларов.

Учитесь у практиков — у тех, кто может передать вам навыки и умения. Именно эти люди делают новые идеи реальностью. Мир меняется очень быстро. Практики всегда начеку, потому что они постоянно работают.

Что я имею в виду под «маленьким продуктом»?

Не нужно начинать с попытки собрать 1 000 000 долларов на свой стартап. Вместо этого найдите группу симпатичных вам людей и попробуйте решить какую-нибудь их проблему.

Не начинайте со сложных технологических решений. Грег научил меня, что некоторые проблемы проще всего решить по телефону. Вместо веб-приложения попробуйте создать лист с формулами в Excel и продать его.

Хотите научиться создавать продукты, которые купят люди? Вам не нужен университет. Вам нужны практики, которые опережают вас на несколько шагов.

Хотите построить прибыльный бизнес? Не начинайте со сложной идеи. Постройте что-то простое и постепенно усложняйте.

Именно эти идеи вдохновили меня на создание «Маркетинга для разработчиков».

У меня был друг-программист, который так хотел узнать «бизнес-подоплеку» разработки программного обеспечения, что решил продолжить учебу. У него уже была степень бакалавра по информатике, и он решил получить диплом в сфере торговли.

Но предпринимательское образование по большей части ничего не дает. Большинство преподавателей не являются талантливыми практиками. Они не находятся на передовой.

Я занимался маркетингом продукции для двух SaaS-компаний. Консультировал стартапы по всему миру. Построил и запустил десятки продуктов.

И я все еще учусь и развиваюсь.

С помощью своих знаний я хотел помочь тем ребятам, которые пока находятся на несколько шагов позади.

И отклик меня поразил. За год, который прошел с момента публикации моей книги, больше 2 500 человек использовали «Маркетинг для разработчиков», чтобы найти свою аудиторию, запустить продукт и заработать деньги.

Но...

Я хотел добиться большего. Я хотел подробнее остановиться на отдельных идеях книги, дать пошаговые инструкции с использованием видео (а не картинок из него). Я хотел, чтобы студенты могли выполнять домашние задания, отправлять их мне на проверку и получать комментарии. Я хотел делиться полученными знаниями быстрее.

Поэтому я переработал книгу в интерактивный онлайн-курс.