Российский художник Миша Most - один из самых известных представителей отечественного стрит-арта, номинант на Премию Кандинского и куратор проекта "Стена на Винзаводе" - нашёл время, чтобы посетить конференцию ФРИИ о роли технологиях в искусстве, и даже привезти во ФРИИ Сити Холл одну из своих работ. В перерыве между выступлениями гостей мы поймали знаменитого граффити-райтера, чтобы задать ему несколько вопросов о симбиозе реального и виртуального в современном стрит-арте.

misha_most_photo.jpg

— Как современные уличные художники относятся к технологиям? Есть ли свои луддиты, отрицающие взаимную интеграцию реального и виртуального мира?

В современном искусстве определенная мода на цифровые технологии пошла в «нулевые». Тогда стали появляться какие-то интернет-проекты, появилось направление так называемого веб-арта. Этим занимались, как правило, веб-дизайнеры: заходишь на сайт, а там что-то непонятное летает, интерактив всякий. Такие проекты не были функциональным, прикладными или даже информативными – просто веб-арт появился и начал цвести, вот и всё. Так бывает со многими новыми технологиями: сначала все такие «ого, прикольно», а затем вау-эффект спадает.

— А эти работы где-нибудь продавались?

Нет, это все было свободно. Это же не прикладное искусство. А даже вот эта инсталляция с компьютером, которая у вас на конференции «Искусство и технологии» стояла, была сделана под конкретную историю.

Чистое искусство про более сложные материи говорит. А те сайты и проекты были скорей как развлечение, игра с новым инструментом. Технологий в них было больше, чем искусства.

Сегодня есть команды и отдельные художники, которые создают произведения в современных технологических формах («Электробутик», например), и им очень важно выдерживать баланс, чтобы не увлекаться чересчур технологиями как самоцелью. А то может случиться так, что ты сделал какую-то модную штуку, она весёлая. А потом время проходит, и она становится неактуальной: технологии устарели, а сама по себе эта вещь никому не интересна.

misha_most_museumOFmoscow2014_.jpg

— С приложением Prisma такая же история?

В том числе. И с очками от Google, например: тоже все сначала говорили «вау», а потом наступила тишина. Искусство и политика – это такая же тема. Теряешь баланс – и все, ты занимаешься уже политикой, а не искусством. Также и с технологиями. Ты можешь удариться слишком сильно в технологию, и тогда зритель будет думать не о том, что ты сказал этой работой, а о том, как она сделана. По сути, ты увел зрителя в другую сторону.

Сейчас я бы сказал, что искусство старается держаться без технологий. Хотя вот 3D-mapping сильно повлиял на рынок медиаискусства, множество произведений стали делать с его помощью. Например, интерактивные видеоинсталляции, когда зритель может менять изображение, физически взаимодействуя с проекцией.

Но я бы не сказал, что сейчас в арт-среде наблюдается какая-то мода на технологии. Не настал еще тот момент, когда художники будут воспринимать технологии так же легко, как краски и холст, акварель и бумагу, металл и дерево. У меня есть один проект с дроном, но, пообщавшись с инженерами и программистами, я по всем подсчетам вышел на сумму около полутора миллиона рублей на реализацию. Пришлось пока отложить. Я понимаю, что с нашей скоростью прогресса уже через год эта сумму будет меньше – но тут же важно еще успеть сделать это первым.

— Какие последние арт-проекты, созданные с использованием технологий, поразили тебя сильней всего?   

Это была единственная в своем роде выставка в мире  - выставка виртуальной реальности «Метаформы», она всё ещё идёт в выставочном центре МАРС. Это такое пространство, куда ты заходишь, и там есть 6 виртуальных комнат, оформленных шестью художниками. Ты надеваешь очки, входишь  комнату, и видишь там всякие объекты, слышишь аудиолекцию – очень круто. Я один из участников выставки, и для меня это был невероятный опыт создания работы, при этом полностью находясь в так называемой "матрице".

— Слушай, а могут ли сочетаться стрит-арт и технологии?

Улицу с технологиями совместить довольно сложно. Сколько существуют эти направления – столько они не пересекаются. Всё же улица – это пространство архаики; а технологии привязаны к электричеству, к проводам. Бывают проекты, в которых ты на улице что-то ловишь, заходишь через Wi-Fi куда-то и видишь нужную историю. Можно ли это назвать искусством? Смотря в чем концепция произведения. Но пока это всё мало развито. Бывает, что человек в стену замуровывает флешку, а ты подходишь к ней с ноутбуком…

— И считываешь информацию?

Ну да, ей же не нужна батарейка. Торчит USB-выход из стены, к ней подключаешь ноутбук, и считываешь информацию – различные картины, видео. В принципе, это тоже искусство – если только не пропаганда чего-либо, реклама или политика. Если художник таким образом просто высказывает какие-то идеи, то это вполне искусство.

— А можно ли объединить уличное искусство и Pokemon Go? Или такие проекты, возможно, уже были?

Ха-ха, у меня есть история на этот счет. Есть такая 70-летняя бабушка, известный фотограф из Нью-Йорка, которая с 80-х фотографировала местную хип-хоп сцену. Она довольно известна в граффити и рэп-кругах. Так вот она была в Москве и показала, что к одному из моих граффити на Китай-городе на стене привязали точку генерации покемонов. И вот люди приходят туда за этими покемонами. По-моему, это забавно – потому что есть ощущение, что в Pokemon Go играют люди, которые искусством не очень увлекаются.

— Может ли искусство быть персонализированным? Ведь технологии позволяют персонализировать выдачу контента – например, на основании поисковых запросов пользователя. Может ли точно также искусство подстраиваться под конкретных зрителей? В принципе, когда ты рисуешь граффити в определенном районе, ты уже персонализируешь рисунок под конкретное место.

Это сложный, но интересный вопрос. Да, распространение социальных сетей и возможностей таргетинга позволяет выстраивать персонализированную выдачу информации или продуктов. Но вообще если художник подстраивается под зрителя, то это не очень хорошее явление, как мне кажется. Художник-конъюнктурщик – это скорее дизайнер или оформитель. На улице это будет очень странно смотреться – рисунок, который кто-то хотел бы видеть. У художника свой стиль, он рисует своё. Персонализация здесь может быть в другой области: если речь идет о какой-то интерактивной работе, в которой зритель может поучаствовать. Например, подойти, поднять руку, стать частью композиции – и сфотографировать себя. Или, например, если художник нарисовал на стене портрет местного жителя. Такие приемы «персонализации» под конкретное место в стрит-арте часто применяют. Но вообще искусство должно говорить тебе что-то новое, чего ты не знаешь и о чем не думал. Тогда у тебя будут новые мысли появляться. Ты будешь входить в другие просторы; в «космос». А когда искусство будет рассказывать про тебя – нового ты мало что почерпнешь.